Вероятно, я не слишком сильно ошибусь, если предположу: геймеры не любят автоматических обновлений. (Во всяком случае, я их точно терпеть не могу — в большинстве случаев они не приносят ничего хорошего.) Так произошло и в этот раз: при попытке запуска «Pillars of Eternity» автоматически начала обновляться «Epic Games». Каково же было моё негодование, быстро переросшее в ярость, когда после завершения обновления «Pillars of Eternity» отказалась запускаться!
Да что же это такое?! То система принимает игру от «Epic Games» за вредоносную программу и удаляет её, то «Epic Games» создаёт проблему запуска своей игры…
Удалить, купить на другом ресурсе и запустить заново? Можно, да только не очень радует перспектива перепрохождения игры на «Пути Проклятых». Решил подождать: должны же представители «Epic Games» прислушаться к возмущённым воплям геймеров? Ожидание затянулось… В конце концов я потерял терпение, скопировал сохранения в отдельную папку, снёс игру и установил заново — купленную в «Steam». Затаив дыхание запустил — отлично! Версия от «Steam» сама нашла сохранения и любезно предоставила их мне; завершить игру удастся без особых хлопот. Продолжим!
Я начал с тестирования эффектов Загроба, доставившего мне столько неприятностей во время боя с болотными драконами. Действительно, абстинентный синдром от этой дряни снимается повторным её приёмом — но только по завершении боя! То есть, когда похмелье наступает в бою — спасения нет. Ни одно из заклинаний паладина-клирика-мага и прочих волшебников также не спасло от абстинентного синдрома Загроба. Я убеждён, что наркотики — зло; но предпочёл бы получать подтверждение своему мнению вне игры; не таким способом.
Куда бы направиться за шестнадцатым уровнем? Да в подземелья Каэд Нуа, куда же ещё? Там и выяснилось, что отряд, с боями освободивший север, стал «не по зубам» обитателям подземелий.
А когда через короткий промежуток времени Сафана получила максимальный уровень, то немедленно превратила тяжёлые доспехи спутников в «Легендарные», увеличив их защитные свойства почти до предела.
Дождался своего часа и кинжал из переходной стали, став легендарным оружием.
В самом деле, не тратить же оба глаза кракена на единственный двуручный меч, пику, или лук? А так можно ещё и топор улучшить — в будущем.
Мелкие неприятности начались с появлением адраганов, ухитрявшихся оглушать бойцов и превращать их в камень; фамиры восьмого уровня оказались очень устойчивы к повреждениям; завораживали отдельных спутников, но это не спасло врагов от разгрома. Сражаться в местах с узкими коридорами было ещё проще.
На десятом уровне был обнаружен довольно интересный самострел, уступавший оружию Сафаны в скорости атаки, но превосходивший его по урону. (Забавное совпадение: воровка Сафана в «Baldur’s Gate» также была вооружена арбалетом скорости, купленным в кузнице Берегоста.)
Пятнадцатый уровень; отряд наедается до отвала и разделяется: воины бегут вниз к сокровищнице, героиня и Кано остаются на месте. Начинается бой, немедленно призываются жуки, отвлекающие дракона; стрелки осыпают его стрелами; воинская группа приканчивает союзных ксаурипов и прочих спутников драконихи.
Статуэтки призыва опустели, Сафана вызывает лича, немедленно опустившего на босса свою кувалду; Кано призвал зачарованное оружие; со спины дракона атаковали четыре бойца. Победа!
Пластинчатые доспехи стрелков улучшаются до превосходного качества…
Это интересно!
Была отринута возможность приобретения ещё одного двуручного оружия, обладающего эффектом сбивания с ног при нанесении критического удара. Если попытаться решить проблему мирным путём, адровая дракониха попросит отыскать охотницу Фаланройд; последняя вооружена уникальным полэксом.
Но в распоряжении отряда два самострела, два двуручных меча, пика и два топора (в перспективе) — всё это оружие сбивает противников с ног; так что необходимости в уничтожении охотницы за драконами не возникло. Вот если бы авантюрист Сафана обладала умением карманной кражи — искушение стало бы непреодолимым.
А теперь — к высокогорному дракону! Этот бой немного отличался: пространство замкнутое и ограниченное, свита дракона более многочисленна и опасна. Кано читает «Путаницу», остальные призывают жуков-призраков и попарно окружают дракона с разных сторон, дабы он не смог наносить удары по всему отряду.
Как только союзники дракона побеждены, Сафана вызывает Конселота с его молотом. Готово.
Ни глаз, ни чешуи, одно мясо…
Если столь крупные враги побеждаются без особых усилий, почему бы не закрепить за собой замок? (Я испытывал тайную надежду, что после этого в Каэд Нуа появятся квесты с более ценными предметами.) Нападение отбили, замок - наш!
Это интересно!
Я знал, что на помощь придут рыцари Горна и Огры; но считал, что лучники появятся на поле боя только после посещения Вязов-Близнецов. Однако, к моему удивлению, в бою за замок приняли участие и лучники.
Пора доделывать все второстепенные квесты Бухты Непокорности и двигать сюжет вперёд! (Охрана Утёсов Крегхольдта пусть подождёт максимального усиления и оснащения группы.)
Это интересно!
Неожиданно появился новый вариант решения квеста в Клиабан Рилаг: прежде для нахождения уникального оружия было необходимо телосложение в шестнадцать единиц, теперь же оказалось достаточно водолазного шлема, найденного на Севере. (А ещё его можно получить за один из квестов в Каэд Нуа — если повезёт.)
Квестов, кстати, осталось немного, в основном — сюжетные и по охоте за головами (последние выдаются в сторожке). И все они проходились настолько легко, что мне стало скучно играть…
Скучно на максимальном уровне сложности! Да уж… (Позднее, в отдельной статье, мы поговорим о «скуке» более подробно.)
Так что когда отряд посетил дворец герцогов и в результате последовавших событий получил доступ к Вязам-Близнецам, я согласился на предложение геймдизайнеров и увеличил сложность игры:
огры Эльмшора смогли хотя бы ранить бойцов.
(Позднее, перед финальными локациями, я увеличил сложность ещё раз.) Но дальше всё пошло точно так же — врагов разгоняли, что называется, пинками.
В Олдсонге куплен топор Ве-Токи; улучшен дурганской сталью, доведён до легендарного качества и дублирован.
Эдер и Аджантис вооружаются парным оружием: кинжал и топор; первый увеличивает скорость атаки, второй — сбивает с ног; Кано меняет лук на самострел.
Это интересно!
Кто-нибудь уловил разницу между самострелом и арбалетом в «Pillars of Eternity»? Используют разные классы бойцов — только и всего. Насколько мне известно, западный арбалет на Руси называли как раз самострелом; так что это один и тот же вид оружия.
Идём бить небесного дракона! Никаких зелий, никакой еды: противник повержен. Что не удивительно: самому слабому дракону (по уровню) противостояла почти максимально сильная группа.
Получено ещё два драконьих глаза, до "превосходного" уровня качества улучшается один из двуручных мечей, второй становится "отличным". Сафана использует два слитка дурганской стали на улучшение своего самострела, ещё один, последний, применяет на броню. Всё необходимое оружие улучшено до предела; в резерве — а точнее, бесполезным мусором — остаётся слиток дурганского железа и драконий глаз…
И опять доводящее до зубовного скрежета посуточное обследование сундука в Кровавых песках — в результате чего отряд получает перчатки, увеличивающие скорость атаки.
Вот теперь уже совсем всё с экипировкой, ничего лучше не найти. Разве что подвернётся квест в Каэд Нуа… Вернёмся-ка к Утёсам Крегхольдта, расквитаться с армией, ведущей осаду пустого замка.
Да только «расквитаться» не получилось: пара поединков на нижнем уровне прошла без потерь,
но над обрывом сидели монахи и клирики, быстро напомнившие отряду, что именно они являются самыми опасными врагами этой части мира, а вовсе не какие-то там драконы. С великим трудом ситуацию спас Конан, варвар, вовремя убежавший вниз и в затяжном ожесточённом бою сумевший прикончить вражеского бойца и двух призрачных двойников монахов.
Тем не менее были уничтожены как осаждающие, так и противостоящая им нежить.
Очищен Погребальный остров, отряд крайний раз отдыхает в Каэд Нуа и прыгает в пропасть.
Не смотря на увеличение уровня сложности до «Высокоуровневого» противник побеждаются без проблем: Сафана выдвигается вперёд, снимает ловушки, пускает во врага стрелу и убегает к отряду. Сапоги скорости делают её передвижение настолько быстрым, что не под силу догнать даже дрейкам.
Вот и финальный поединок: увеличение уровня сложности действительно отразилось на его продолжительности.
Пока Талос отвлекался на призванных монстров, две героические тройки сражались с колоссами.
Вооружённого молотом победили довольно быстро, а его напарника пришлось добивать вшестером. Но когда отряд всеми силами навалился на Талоса,
оказалось, что стал весьма непростым противником: периодически сводил бойцов с ума, заставляя биться друг с другом, и вдобавок к этому полностью восстанавливал свою выносливость.
Поединок затянулся, несколько раз пришлось поднимать павших; я всерьёз опасался, что придётся загружать игру и кормить отряд «противодраконьими блюдами»; однако кто-то из героев всё же нанёс контрольный удар. Дело сделано!
Пойду ли я по «Pillars of Eternity» ещё раз? А зачем? Балансировать на грани из-за единственного сохранения в «Испытании железом» меня не вдохновляет; тем более, что это уже было сделано одиноким героем. Но давно обещанную аналитическую статью обязательно выложу; она практически готова.
Удачи всем вам!
P.S. Теперь, когда игра пройдена, не могу не напомнить об одной фразе, изречённой давним поклонником «Pillars of Eternity», и, судя по всему, мастером магии:
«…Вы в вашем прохождении игры начисто игнорируете её механику, не пытаясь найти ухищрения… Пытаться вникнуть в механику, а не "тащить" за счёт оружия или доспехов.»
Чтобы «тащить» игру за счёт доспехов и оружия, в неё тоже надо вникнуть. И, оказывается, получается не хуже, чем при помощи магии. Правда, мне могут возразить, что маг пройдёт по «Пути Проклятых» в одиночку. На это я отвечу, что специалист-оружейник сделает то же самое, на том же уровне сложности – но доказывать это делом не стану: и без того потратил непозволительно много времени на не самую лучшую игру.